|
ОРДЕН ПОБЕЖДЕННОГО ДРАКОНА ВО ИМЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА |
![]()
|
VI Михаил БулгаковВчера 19 декабря 2005 года, в понедельник на Николу Зимнего, ровно в 20-55 на канале «РОССИЯ» началось… Дьявол объявился в Москве. Сначала показалось, что Басилашвили слишком интеллигентен и мягок для такой ответственной инфернальной роли, но потом как-то быстро притёрся: смотрю, на скамейке на Патриарших действительно сидит Воланд в чёрном английском костюме, в перчатках, положив ручки на трость с набалдашником в виде головы чёрного пуделя… Почему-то сразу вспомнился Свидригайлов, и потом ещё раз (и ещё сильнее) уже в сцене со Стёпой Лиходеевым. «– Сейчас одиннадцать, а наша встреча назначена на десять, я уже час жду когда вы проснётесь»…
И этим же декабрьским вечером, когда Город погрузился в сверкающую белоснежную дрёму, в Москву вернулись и все герои этого самого удивительного произведения сталинской эпохи: Иешуа, Понтий Пилат, первосвященник Каифа, а также однофамилец композитора Гектора Берлиоза, главный редактор крупного литературного журнала – Михаил Берлиоз, поэт Иван Бездомный, кот-Бегемот и многие другие уже до боли знакомые (чуть было не написал «родные») нам образы, уже той, навсегда от нас ушедшей Москвы и России конца 60-х – начала 70-х годов ХХ века, и ранее, ранее, – какие же это годы сталинской Москвы описывает великий мастер русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков?.. – конец 20-х – 30-е, наверное… Мне иногда кажется, что Булгаков всегда писал одну и ту же книгу: Белая Гвардия – Дни Турбинных – Бег – Театральный роман – Мастер и Маргарита – конечно же, это одно и то же автобио-графическое произведение о терзаниях достаточно молодого, а затем уже и совсем не молодого… Фауста. И весь фантастический мир театра и ещё более фантастический мир самой загадочной страны в мире – России, – тот самый, где В январе, в той стране снег до дьявола чист, Да, только закончился один сериал из жизни одного великого художника России, как начался сразу сериал из жизни другого её великого художника. И у обоих трудная и страшная трагическая судьба… А разве может у художника в России судьба не быть страшной и трагической? Ведь и сама страна наша – заснеженная, под сверкающим белым покровом лежащая, – разве сама она не страшная и трагическая? И всё в ней – все настоящие вещи – написаны кровью. Мне иногда даже кажется, что не отдельные авторы всё это пишут, а как бы сама русская снежная стихия всё это создаёт, и так и идут, одна за другой, её белоснежные, фантастические главы: «Двенадцать» Блока, «Пугачёв», «Страна негодяев», «Чёрный человек» Есенина, «Белая Гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита» Булгакова. Одна великая и страшная Русская Поэма – великого и страшного по Рождестве Христове, навсегда уже ушедшего, и вдруг в ноябре-декабре сего года сериалами «Есенин» и «Мастер и Маргарита» вернувшегося к нам – великого и страшного Русского XX-го века… Вообще, события как бы накладываются одно на другое. То великого русского поэта Сергея Есенина душат следователи с лицами хазарскими, то снова Мастер мучается от одного вида лица главного редактора крупного литературного журнала, Михаила Берлиоза, то на каком-то либеральном сайте, уже даже не помню на каком, появляется следующая типическая, я бы сказал, статья: ПОЭТ И ЖИДЫ
Тем паче что трезвый Есенин в фильме вообще производит впечатление придурка (например, в сцене, когда читает большевистскую листовку, призывающую кончить войну и отдать землю крестьянам). А уж читает свои стихи сериальный Есенин настолько занудно и невыразительно, что приходится не верить очевидцам, в один голос утверждающим, что читал свои стихи Сергей Александрович так, что публика в «Стойле Пегаса» прекращала пьяные разборки, сидела как завороженная, а потом устраивала поэту триумфальную овацию. Безруков же читает как заштатный чтец-декламатор во второразрядном деревенском клубе. Между прочим сериальный Троцкий, демон-искуситель, читает стихи Есенина куда лучше. Как такая ничтожная личность могла писать гениальные стихи, остается совершенно непонятным.
Пришли же к власти в России эти люди, как прямо утверждается в фильме, в результате политического переворота, «организованного на западные деньги». Вот интересно! Теперь уже не просто на немецкие, а на «западные». Ну да, с Германией Путин сейчас дружит, поэтому лучше нейтральное «западные» – это и как «американские» прочитать можно. Получается старая добрая легенда о кознях Запада (вариант – жидо-масонском заговоре) против России.
А версию о самоубийстве Есенина сфабриковали сами убийцы. Потому что убитый врагами России – это мученик, святой, а самоубийство – это грех. Так объясняет в фильме следователю Хлыстову один из раскаявшихся участников убийства. Вот где собака зарыта! Русским шовинистам Есенин сейчас нужен как национальный православный поэт. Такой мифологический персонаж никак не может покончить с собой – его непременно должны убить враги России. И пьяным хулиганом он никак не мог быть. По этой причине утверждается, что все есенинские скандалы специально провоцировало ГПУ. Интересно, а заграничные художества Есенина – самые шумные, с битьём зеркал, посуды, мебели, лакеев, официантов, с вмешательством полиции – тоже чекисты устраивали? Не иначе как всю свою зарубежную сеть мобилизовали. А как быть со знаменитым предсмертным «До свиданья, мой друг, до
свиданья...»? Оно-то с версией убийства никак не вяжется? Что ж, остаётся
представить Правда, с мотивами убийства получается полный завал. Вряд ли троцкисты могли обидеться на Есенина за то, что в своей «Песни о великом походе» он из всех большевистских вождей кроме Ленина сказал доброе слово только о Троцком и Зиновьеве. (Кстати, по этой причине поэма, единственная из есенинских произведений, была в 1938 году запрещена цензурой. Когда же после 1956 года её стали переиздавать, то крамольные строчки купировали.) И уж совсем фантастично, что отец героя-следователя в фильме был расстрелян в сталинское время по 58-й статье за то, что пел песню на стихи Есенина. Даже в 37-м году это не то что на контрреволюцию – на антисоветскую агитацию не тянуло. Отношения Есенина с женщинами даны в фильме довольно подробно – как дьявольское искушение святого. Галина Бениславская выступает как матерая чекистка и раскаявшаяся погубительница поэта. А вот о бисексуальности Есенина, которая кажется вполне вероятной многим исследователям, в частности, известному литературоведу Саймону (Семену) Карлинскому, в фильме ничего не говорится. И не потому, что строго доказать эту версию не представляется возможным, – просто негоже православному поэту баловаться содомским грехом. Да и то сказать: заниматься любовью с изображенными в фильме недоумком Клюевым или упырем Мариенгофом – занятие сугубо противоестествен-ное во всех отношениях. Хронологическим ляпам в сериале нет числа. Так, Есенин узнает о смерти
Блока В то же время в фильме есть и хорошие сотрудники «органов» – неплохо
сыгранный Александром Михайловым следователь Александр Евгеньевич Хлыстов (у
него прозрачный прототип) или генерал-чекист в изображении Олега Табакова (если
кто не помнит, этот персонаж вместе с исполнителем целиком позаимствован из
теле-фильма 90-х «Любовь с привилегиями»). Пожалуй, первоканальный «Есенин» может вдохновить только участников недавнего «Правого марша» в Москве, сторонников лозунгов типа «Россия для русских». У остальной публики телесериал вызывает лишь недоумение и желание выключить телевизор, причем отнюдь не только по идеологическим причинам. Впрочем, если убрать историческую часть, современная, возможно, и потянула бы на средней руки детектив. Борис Соколов 07.11.2005 VII «Мастер и Маргарита» - 1 Интересно, что незадолго до начала этого телесериала в мой почтовый ящик
кто-то положил открытку с надписью «Мастер и Маргарита» и с портретом самой
Маргариты Николаевны в стиле «Незнакомки» Крамского. Только изображена эта Новая
Незнакомка (НН) была не в три четверти, как у Крамского, а в профиль, причём
объектив запечатлел левую часть её лица. Нос с агрессивной горбинкой, глаза
тёмные, даже, пожалуй, чёрные, губы сжаты, на щеке почему-то шрам, как от укуса.
Очень злое лицо. Пейзаж же – городской, того, Булгаковско-Платоновского времени…
Смотрел я на это тёмное лицо злобной ведьмы и думал: «А о чём, собственно,
написан роман? О Понтии Пилате и Иешуа Га Ноцри? О художнике (мастере) и
околохудожественных негодяях типа Латунского и Берлиоза? О безумии Поэта
(Бездомный)? О Фаусте и Мефистофеле (Мастер и Воланд)?». Но все эти темы
проходят как бы единым мощным фоном межвоенной (между Первой и Второй мировыми
войнами) Москвы. Но одна тема в ней выделяется и звучит постоянно. И тема эта
есть тема Маргариты. Тема ведьмы, тема женщины, с радостью бросающейся в Собственно, Булгаков описывал то же, что и я. Все эти Варенухи, Римские, Берлиозы, Латунские, Сикорские – все они ведут постоянную борьбу с нами, так же как и вели с Есениным, Булгаковым и многими другими… Вот сегодня позвонила какая-то неизвестная молодая женщина и от имени директора музея Есенина Светланы Николаевны сообщила, что список выступающих уже согласован в Правительстве, и меня внести не удалось, слишком поздно… То есть я что-то не пойму: Лужков, что ли, там будет выступать, или, может быть, сам Фрадков? Кто это, интересно, заведует всей этой панихидой на могиле Есенина в день его мученической кончины?! Хотя, может, это мои «старые друзья»: есениновед Мушкин, приставленный в бывшей «Литературной газете» следить за почитателями Есенина, или маленький незаметненький, на серую мышку похожий человек – ответственный секретарь некоей творческой организации? Только никакой такой организации давно уже нет! Ибо эта организация была прямым наследником того самого «Массолита», которым руководил небезызвестный Михаил Берлиоз, которому «трамвай» отрезал голову. Кстати, голову кот-Бегемот оторвал и знаменитому конферансье Бенгальскому… Так, на тамплиерский, саббатический, денмический, оборотнический манер, затравленный русский писатель в воображении своём мстил своим врагам из Грибоедова и Массолита. Интересно выглядела отрубленная голова Миши Берлиоза на экране. Что-то среднее по внешности между головой Троцкого и Кагановича. Хотя похожа также на голову следователя, допрашивавшего Есенина в недавнем сериале. Откровенная хазарская голова с широко раскрытыми, вытаращенными хазарскими глазами. Впрочем, и на голову известного «русского» писателя Мошкина очень похожа. Однако воздействие «Мастера и Маргариты» по Москве нарастает. Вчера уже показали первую часть сеанса черной магии, которую в театре Эрмитаже проводили Воланд, Коровьев и Бегемот. С картами и червонцами, сыплющимися откуда-то сверху… Дождь червонцев… И какая-то мощная увертюра, похожая на Бетховена… И маэстро внизу в оркестровой яме явно тоже мефистофелевского духа… Хорошо всё это сделано. Авторы – Бортко и другие – как-то очень сильно осмысливают всё, что они делают. В первой серии мне показалось, что это просто иллюстрация к роману. А здесь, с третьей, – нет, не иллюстрации – осмысление глубокое. И опять же, что интересно, Бездомный больше похож на Есенина в сумасшедшем доме, чем на какого-то Бездомного. Те же тряпки, смирительные рубахи, те же кровати металлические, и те же доктора и санитары. И когда Иван Бездомный ночью лежит на кровати, заложив руки за голову, и смотрит на полную луну за окном – ну чем не картина из Есенина: Ах, ты ночь! что ж ты, ночь, наковеркала, Я в цилиндре стою, никого со мной нет: Я один и разбитое зеркало…
VIII «Мастер и Маргарита» - 2 Гофман, как и Андерсен, писал современные сказки. Но сказки эти были с несколько жутковатым душком. Собственно, то же самое делал и Булгаков в «Театральном романе» и «Мастере и Маргарите». То, что он исходит из Гофмана, Булгаков не только не отрицал, но, наоборот, подчеркивал. У него даже была теория «Трех «Г» – Гёте, Гофман и Гоголь – то есть он прямо говорил, что эти три «Г» – его учителя, и он продолжает их «метод». В свою очередь, Гофман восхищался Моцартом и даже прибавил к своему имени имя Амадей – Эрнст Амадей Теодор Гофман, так что стало совсем как у Моцарта –
Вольфганг Вчера же, 22 декабря 2005 года в 20.55, как всегда, началась четвёртая серия «Мастера и Маргариты», где и было явление как «героя» – Мастера, так и Маргариты – «героини». Всё это, честно говоря, произвело не очень большое впечатление. Особенно сцены в полуподвале Мастера, где они вместе с Маргаритой Николаевной пишут роман о Понтии Пилате. Меня поразил некий странный идеал Булгакова. Отдельная квартира, книги, написание исторического романа, любимая женщина, которая приходит к нему тайно по утрам, изменяя мужу. Если это идеал гения, то я прошу, извините за рифму, прощения. Разве этот идеал был у Моцарта или у Есенина? Я имею в виду не саму реальную жизнь Вольфганга Амадея или Сергея Александровича, а именно – идеал. Да не мог у них – гениев – идеалом быть мещанский мирок, отделённый от всего остального мира. Абсолютное, всепоглощающее творчество, творчество как жизнь, и жизнь как творчество. Жизнетворчество и творчежизненство – вот идеал. Вечный, как московская метель, гудящая музыкой. И женщины, так же как музыка, как страсть, полёт фантазии. Кстати, после фильма идёт какой-то рекламный клип Шанели №6. Там человек, удивительно похожий на Игоря Талькова, встречается с арийской снежной красавицей. Она откуда-то прилетает и говорит: «Я танцовщица! Я люблю танцевать! Сегодня! Завтра меня не будет!..» Самое интересное, что этот клип больше соответствует понятиям Моцарта и Есенина, чем комната Булгакова. Нет, я не потому, что сужу, но – право же! Вот у Раскольникова тоже была каморка без окон, а какие мысли рождались… Не думал же он запереться в полуподвальном помещении с Сонечкой Мармеладовой и писать исторический роман… И это, особенно в фильме, как-то всё обедняет… Хотя, повторяю, я не сужу Михаила Афанасьевича, который, живя в удушающих условиях Массолитов, Берлиозов, Латунских и Босых, написал самый потрясающий роман о Фаусте. Ведь «Мастер и Маргарита» по-своему интереснее «Фауста» Гёте и уж точно интереснее «Доктора Фаустуса» Томаса Манна, который хоть и написан на великую тему гения и окружающего общества, всё же сильно отдает каким-то непроходимым занудством. Хотя, впрочем, что занудство Томаса Манна по сравнению с инфернальнейшим занудством наших современных еврейских литературоведов и критиков? Дело в том, что после фильма «Мастер и Маргарита», который идёт по телеканалу «Россия», мы случайно переключились на канал «Культура» и в нём увидели заседание этого самого «Массолита», на которое уже никогда не попадёт Миша Берлиоз… Заседание это называлось передачей «Апокриф» и за отсутствием Берлиоза председательствовал писатель Виктор Ерофеев… Участие же в заседании принимали всё те же давно уже примелькавшиеся, и всё мелькающие и мелькающие личности: режиссёр того самого театра варьете «Эрмитаж» Константин Райкин, директор Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, Екатерина Гениева, великий критик то ли Эдкин, то ли Эткинд, не помню точно, теле-дьякон Андрей Кураев, какая-то странная гуттаперчевая женщина, утверждавшая, что Лермонтов был инопланетянин, и непонятно как там оказавшаяся молодая русская красавица с льняными волосами и в серой водолазке. Все эти люди обсуждали… какой бы вы думали вопрос? Ну, конечно, конечно: «Что
такое гений и чем он отличается от таланта?» Вечно интересующая их тема. Один
какой-то О, Господи! чертовщина, чертовщина кругом! И всё это покрывает сплошное снежное марево, в котором пропадает Москва, в декабре конца лета от Рождества Христова 2005-го…
– Ты из демонов? – спрашивает он. – Да, из демонов, – отвечает другой,
Вчера смотрел чет-вёртую серию. Опять страдания Мастера в мертвяще-синем лунном свете и его разговоры с Иваном. Его теория, что в мир возвращаться не нужно, да и не за чем. Что его ждёт смерть. Опять сцены в квартире с Маргаритой – уже после опубликования главы из произведения в каком-то журнале. Удушающий страх. В окна кто-то лезет... Арест, возвращение, окно, в его квартире уже живёт стукач. И уход в метель, в никуда, уход в смерть. Однако Промысел заменяет смерть сумасшедшим домом... Странно всё это смотреть сегодня. Кругом гибнет уже по-настоящему огромная страна – Россия. Русский Народ истребляется по два миллиона в год. И страдания какого-то еретика-мастера на этом фоне не воспринимаются вообще. Распятие – да, воспринимается.
|
![]()
|
Орден Дракона "ДРАКУЛА" |
При полном или частичном воспроизведении материалов узла обязательна ссылка на Орден Дракона "ДРАКУЛА" |