|
ОРДЕН ПОБЕЖДЕННОГО ДРАКОНА ВО ИМЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА |
|
20 июля 2010 года вторник, 14.30
"Вот так всё начиналось"
Дискуссия на тему футболки началась уже давно. Вот – статья из "МОСКОВСКОГО КОМСОМОЛЬЦА", ещё 2008-го года:
Вера, одежда, любовь Москву ждет межрелигиозное противостояние. Футболок Признаться в своих чувствах Богу можно по-разному. Взволнованной исповедью, тяжелым молчанием и даже символическим рисунком. Можно на заборе что-нибудь написать, а можно на футболке. Одежда с религиозными лозунгами давно продается по всему миру. Теперь с этим веянием столкнулась и российская столица. Кто эти люди с божественными слоганами на груди — проповедники, модники или просто шутники, попыталась разобраться корреспондент “МК”. Этим летом в Москве появилась первая и пока единственная футболка с надписью “I love Islam”. Ее привез в столицу 14-летний Булат Товсултанов. Парень отдыхал в детском летнем лагере в Волжском районе Саратова и вместе с другими участниками смены получил этот необычный сувенир от организаторов-мусульман. Всего “правоверных футболок” выпущено около тысячи, говорят в Духовном управлении мусульман Поволжья. Есть и женский вариант — с длинным рукавом. Совсем скоро одежда “I love Islam” появится в продаже в разных регионах страны. Уже сейчас ее можно увидеть на улицах городов Карелии и Башкортостана, а также в Пензенской, Ульяновской и Волгоградской областях. Среди других “брендов” — футболки с изображением мечети, с традиционным мусульманским приветствием “Ас-саламу алейкум!” (“Мир вам!”). Мода на исламские сакральные надписи, вероятно, пришла из Европы. Не так давно уроженец Германии дизайнер Мелих Кесмен открыл целый магазин футболок, сумок, ковриков для мышки со слоганами “Терроризм не имеет религии”, “Я люблю своего Пророка”, “Иисус — мусульманин” и других. А лондонский Islamic Design House предложил “экологические” сумки с призывом покупать канонически дозволенные продукты “халяль”. Российские правоверные не без удовольствия балуют друг друга этими оригинальными подарками. Верующие других конфессий тоже не прочь прикупить себе “священную” вещицу — кто для развлечения, а кто для вовлечения в свои ряды прохожих-единомышленников. Американцы, к примеру, вовсю эксплуатируют “христианские футболки” в предвыборной гонке. Организация “Против абортов”, используя неосторожное высказывание Барака Обамы об абортах, выпустила футболку с надписью, гласящей, что этот кандидат в президенты уничтожит Америку “по ребенку за раз”. Другие же их майки в основном оповещают общественность, что “Иисус Христос — Супергерой”. Сфера особого ношения Несколько лет назад одна из московских фирм по производству хиджабов уже выпускала футболку с надписью “Спешите на молитву! Спешите к спасению!”. Это слова из азана — традиционного призыва к обязательной молитве, звучащего в мечетях. Руководитель фирмы Гульнара Нуруллина говорит, что новинка пользовалась большим спросом. Впрочем, слова непосредственно из молитв мусульмане на одежде не размещают: к имени Всевышнего или сурам из Корана следует относиться трепетно. “В такой футболке, например, нельзя заходить в нечистые места: туалет, баню. Это считается неуважением, — разъяснила Нуруллина. — Даже кулоны с такими надписями желательно в этих местах если не снимать, то прятать под одеждой”. Аналогичное отношение к текстам своих священных писаний у иудеев. “Надо стараться, чтобы религиозная символика не оказывалась в нечистых местах”, — говорит раввин московской синагоги в Отрадном Довид Карпов. Цитаты из Торы, по мнению Карпова, вряд ли кому-то придет в голову помещать на футболках. Но в целом к такому способу проявления еврейства традиция относится весьма спокойно, заверил раввин. Крест лучше конопли Русская православная церковь и официальные православные организации в России производством футболок не занимаются. Богослужебная символика — пожалуйста, а кофточки с картинками — это удел общественников. В Московском Патриархате “божественные футболки” предпочитают рассматривать только как способ проявления чувств верующего. Даже футболку с призывом “Православие или смерть”, выпущенную художественной мастерской Союза православных хоругвеносцев, в РПЦ сочли выражением религиозности человека. “Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует, — говорит священник Георгий Рощин. — Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу”. Правда, священник добавляет, что подобное послание должно быть правильно понято окружающими, не носить экстремистского подтекста: “Вы же знаете, что и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе — если фразу вырвать из контекста, это исказит ее смысл”. А для выражения внутреннего состояния человека существуют такие внешние символы, как, например, нательный крест. Чем крест на футболке отличается от нательного крестика, спорили баптисты, протестанты и пятидесятники на одном из интернет-форумов, да так ни к чему и не пришли. Но большинство сочло: пусть уж лучше на футболке будет крест, нежели конопля, череп с костями или обнаженная поп-дива. “Здесь необходимо соблюдать принцип умеренности, — объясняет Рощин. — Религиозные надписи на футболках вполне допустимы, если только это не является проявлением моды”. И прихожане согласны: “Модненький Иисус — это что-то не то…”. Ницше, Бог и бугага Как ни парадоксально, но даже у атеистов есть религиозные чувства. В одном из виртуальных магазинов и футболка специальная имеется — с надписью “Слава Богу, я — атеист”. Придумывает и рисует сюжеты здесь Леша из Днепропетровска. Колкостей в Лешином магазине “Чудной товар” предостаточно. Из всего “атеистического наследия” выделяется футболка с философско-компьютерным содержанием. В три строчки на ней размещаются предложения: Бог умер (с) Ницше Ницше умер (с) Бог Бугага (с) Смерть Досталось и верующим. Например, нарисованные на футболке крест и книга сопровождаются надписью: “Отпущу грехи. Минимальная партия 100 шт. Оплата в у.е.”. Для мусульман есть слоган “В раю меня ждут 72 девственницы”, а иудей может надеть футболку со звездой Давида и надписью “Хороший еврейский мальчик”. “Ну это же просто шутка! — улыбаются в синагоге. — Еврейская традиция лояльна к сатире и юмору”. Вероятно, другие традиции тоже, потому как, по утверждению самого Леши, “сожжением на костре” ему пока никто не угрожал. Надевая, не искушай Реакцию москвичей на трикотаж с религиозными обращениями предугадать сложно. Известно, что столица далеко не последняя в списке российских городов, где совершаются преступления на почве ксенофобии. Так что иудеи, к примеру, не торопятся приветствовать подобную инициативу. — Если человек встанет посреди улицы и будет молиться, он, конечно, хорошо сделает, что обратится к Богу, но нет никакой гарантии, что его не собьет машина, — рассуждает раввин московской синагоги в Отрадном. — Это называется “искушать Творца”. В России подобная демонстрация веры на футболках может выглядеть вызывающе. Кстати, еврейская традиция не рекомендует вести себя так. По словам же тех смельчаков, кто “опробовал” на себе мусульманскую новинку, с агрессией пока никто из них не сталкивался. Напротив, некоторые прохожие, завидев группу людей в “исламской форме” на улицах провинциальных городов, весело скандировали: “Мы тоже любим ислам!”. А Москва, по мнению гостей столицы, отличается куда большим равнодушием к внешнему виду окружающих: здесь вообще никому нет дела до того, что на тебе надето. . . . Да, интересно всё это получается. Только что мы участвовали в ПЕРФОМАНСАХ ВОКРУГ ПРОЦЕССА "ЗАПРЕЩЁННОЕ ИСКУССТВО" во дворе и в помещении здания Таганского суда, как судят уже в суде Люблинском нас самих! И по той же 282-й статье! Какой-то "благочестивый христианин" мне даже сказал: "Вот, Леонид Донатович, НЕ СУДИТЕ, И НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ! Ведь писал же православный христианин, верное чадо Русской Православной Церкви, законопослушный гражданин МИХАИЛ ЛИПСКЕРОВ Патриарху Кириллу, обращался же к нему с просьбой о снисхождении к Самодурову и Ерофееву! Действительно, помню, Юрий Николаевич Агещев прислал мне и такое сообщение: Патриарха просят не уподобляться хоругвеносцам Слова из письма: "Ваше
Святейшество! четверг, 8 июля 2010 года, 17.15 Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси от простого гражданина «У Церкви есть только два оружия: слово для осуждения «виновных» и молитва об их спасении» Пикет против выставки "Запретное искусство - 2006" у здания музея и общественного центра имени Сахарова в 2007 году // Коммерсантъ Михаил Липскеров обратился к его святейшеству Кириллу с просьбой о снисхождении к правозащитнику и диссиденту Юрию Самодурову и искусствоведу Андрею Ерофееву. Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ от Липскерова Михаила Федоровича, гражданина Российской Федерации. Копии: Г-та «Коммерсант», «Новая газета», Первый канал, Канал «Россия», Канал НТВ, Канал РЕН, Радиостанция «Эхо Москвы», Радиостанция «Русская служба новостей» Ваше Святейшество! В ближайшее время готовится судебный приговор по делу г-д Ю. Самодурова и А. Ерофеева, организаторов выставки «Запретное искусство». За «оскорбление религиозных чувств» им грозит лишение свободы на срок три года. Не вдаваясь в сущность предъявленных им обвинений (могу только сказать, что для меня как гражданина России они представляются абсурдными), прошу Вас как главу Русской православной церкви, Церкви, суть которой любовь, милосердие и прощение, просить суд смягчить приговор и не доводить дело до реального лишения свободы вышеупомянутых господ. Андрей Ерофеев — куратор выставок «Соц-арт» и «Запретное искусство — 2006». С начала 1980-х начал собирать коллекцию нонконформистов для передачи в один из московских музеев. В 1985 году коллекция из 250 графических работ была отвергнута в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Андрей Ерофеев: «Художники получили по зубам...» Прошу Вас не уподобляться несчастным людям из «Братства православных хоругвеносцев», которые по неведению присвоили себе право от имени православной церкви и её прихожан призывать к насилию, искажая учение Божье и функции Церкви. У Церкви есть только два оружия: слово для осуждения «виновных» и молитва об их спасении. А наказание как раскаянных, так и нераскаянных оставить на волю Божью, ибо Ему отмщение, и Он воздаст. А дело Церкви и нас, православных, — любить врагов наших, благословлять проклинающих нас. И никоим образом не солидаризироваться с насилием. А люди, которых требуют жестокого наказания, по неведению суть враги православия, ибо проповедуют ненависть, являются реинкарнацией католической инквизиции. Или, что нам с Вами ближе, последователи отца Феофана, келейника старца Зосимы, олицетворение мракобесия и ненависти. Жестокий приговор при попустительстве РПЦ (не дай Бог, при поощрении) может вызвать тяжкие последствия. От Русской православной церкви отвернутся многие люди, как не утвердившиеся в вере, так и верующие, так как даже в наше достаточно подлое время ничем не оправданная жестокость вызывает отвращение у людей, сохранивших живую душу. Если же этого, Ваше Святейшество, для Вас недостаточно, подумайте о международном уроне для России. Уж очень это дело походит на дела Салмана Рушди и датских карикатуристов. А реальный срок будет походить на фетвы иранских аятолл. И Русская православная церковь будет ассоциироваться с самыми темными исламистскими течениями Ирана. Особенно в настоящее время. Когда Иран в соответствии с самыми экстремистскими положениями ислама, по которым обмануть неверных не является грехом, обманул мир, создав материал, достаточный изготовления для двух атомных бомб. И хуже всего, что этому способствовала Россия. Противодействуя введению жёстких санкций по отношении к Ирану. Там, правда, был ещё и Китай, но для меня важнее престиж моей страны. Который сильно пострадал из-за этого. А осуждение Ю. Самодурова и А. Ерофеева по «делу художников» уж точно не добавит ему уважения. В случае Сахаровского центра «бульдозеристами», то есть возмущённым народом, выступают ультранационалистические группировки под прикрытием «православной общественности». А общественность художественная, страстно взявшаяся за стрижку купонов, Андрея Ерофеева с лёгкостью слила. Один и три бульдозера Но главное всё-таки не это. А то, что пострадают люди не за убийство, не за воровство, не за призывы к насилию, а за убеждения. Это очень страшно. Когда за убеждения, возможно, и ложные. И так народ России разделен по десяткам позиций. А осуждение г-д Ю. Самодурова и А. Ерофеева разделит его ещё больше. А народ, разделившийся в себе, погибнет. Ваше Святейшество, очень прошу Вас отрешиться от суетных отношений с властью, не искать одобрения тёмных людей, фактических врагов христианства, и просить у суда милосердия для подсудимых. Молюсь за Ваше мудрое решение, Раб Божий Михаил. 04.07.2010 . . . Вообще, надо заметить, – дня не проходит, чтобы Интернет и СМИ по несколько раз не упоминали ПРАВОСЛАВНЫХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ Вот ещё одно сообщение нашего Координатора: Новый "стеб" о России в книге Дмитрия Глуховского "Рассказы о Родине" От кого: Yuri AgRussian <yuriag2004@yandex.ru> Кому: pelashor@yandex.ru Отправлено: 17 июля 2010 в 20:10 Рассказ из книги Дмитрия Глуховского "Рассказы о Родине" где упоминаются ХОРУГВЕНОСЦЫ и чисто еврейский стеб автора о Патриотизме, Родине и не только! Не мудрено, что данный опус опубликован на "Прочтении ру"!…… http://prochtenie.ru/index.php/docs/4946 Определить, что это понятие "Патриотизм" вообще может означать в мире эпохи Интернета, эпохи global village. Я хочу, чтобы слово "Родина" стимулировало нервные центры не только в мозгу православного хоругвеносца и не только в мозгу казацкого атамана. Я хочу, чтобы Родина была трендовой. Чтобы "Винзавод" добровольно устраивал патриотические хэппенинги. Поиски национальной идеи сводятся к пресловутому "Православие, самодержавие, народность". А во вторых… Родина. Родина, черт возьми. Любимая – да, но вот почему? Задрожал в кармане мобильник. Номер швейцарский, не определяется. — Маратик! — пьяный женский голос заставил его улыбнуться. ………………… . . . И таких упоминаний о Хоругвеносцах и в "художественной" прозе немало. Так что – тема ХОРУГВЕНОСЦЕВ, РУССКОГО СИМВОЛА и слогана "ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!" – разрастается. Вот уже несколько обобщённое сообщение Юрия Николаевича на эту тему: Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим поддержал Русскую Православную Символику ПРАВОСЛАВНАЯ ФУТБОЛКА "ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ" НЕ ПОНРАВИЛАСЬ ПРОКУРАТУРЕ! Футболка "Православие или смерть!" – изделие студии "Русский Символ" (проект Союза Православных Хоругвеносцев), дизайнером которой является известный художник Игорь Мирошниченко (СПХ), попала в поле зрения прокуратуры. Прокуратура начала "экспертизу" на предмет признания данной футболки – "экстремистской", что просто абсурдно! Примечательно, что в этой футболке уже ходит масса знаменитостей. И одну из них Координатор Союза Православных Братств РПЦ Юрий Агещев, даже, подарил Ян Гиллану на рок-фестивале "Рок над Волгой 2010" в Самаре. Ко всему, когда Константину Кинчеву, на "Нашествии 2008" журналисты задали вопрос о данной футболке (он был в ней), то он ответил: "Без Православия нам смерть" и футболка отличная и по дизайну и по смыслу!.." Константин Кинчев в футболке "Православие или Смерть!" Вот мнение епископа Сыктывкарского и Воркутинского владыки Питирима относительно начавшейся проверки прокуратурой на "экстремизм" футболки "Православие или Смерть", публично помещенное а "Контакте.ру" на "стене" Координатора Союза Православных Братств РПЦ Юрия Агещева (http://vkontakte.ru/id15836766): Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Преосвященнейший владыка Питирим "Слышал, Юрий, что началась экспертиза на предмет проверки Православной футболки (производство "Русский Символ") "Православие или Смерть", в "экстремизме". Надеюсь, что всё разрешиться здраво. Ибо надпись сия отнюдь не "экстремистская". Без Св.Православия нам и правда – смерть! Более того, считаю, что Русская Православная Символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне, в России, нежели, чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая и "всех и вся"! Епископ Питирим Лидер группы "Если" Стас Бартенев выступает на одном из своих концертов в футболке "Православие или смерть!" ПРИМЕЧАНИЕ ПО ТЕМЕ: Прокуратура придралась к футболке "Православие или смерть!", производства "Русского Символа" – проект Союза Православных Хоругвеносцев. Парень в сети Интернет в "контакте.ру" разместил изображение данной футболки! Прокуратура начала проверку на предмет "экстремизма" сей футболки и надписи на оной! Парня вызвали в прокуратуру как свидетеля. У него уже есть группа поддержки и адвокат (от общественности). Сегодня он доказывал в прокуратуре, что футболка не "экстремистская"!... Мнения экспертов разделились, несколько либералов против футболки, столько же говорят, что нормальная футболка и надпись! Эксперты работают по просьбе прокуратуры. Экспертиза продолжается. Суть обращения "Православие или смерть!" носит исключительно религиозный характер и относится к православным христианам, которые таким образом заявляют о своем жизненном выборе и готовности умереть за Христа подобно всем святым мученикам, если им даже под угрозой смерти предложат отречься от Православия или согласиться с искажением Православного вероучения. Лозунг "Православие или смерть!" получил широкое распространение (а, возможно, и впервые появился) после того, как был вынесен на знамя православного греческого монастыря Эсфигмен на Святой Горе Афон. Никакого отношения к иноверцам или неверующим он не имеет и изначально не имел: греческие монахи таким образом заявили и заявляют по сию пору (а вместе с ними и мы), что готовы умереть за Христа и не отступить ни на миллиметр от Его учения. Знамя братии монастыря "Эсфигмен" Святая гора Афон. Монастырь "Эсфигмен" Стоит отметить, что чуть более года назад (14 августа 2009 года) в России Министерство юстиции запретило "Флаги с крестом", которые признали экстремистскими. Андреевский стяг и полотнища с православными хоругвями таким образом были объявлены вне закона. Но эту глупость под давлением православных, власти устранили и она была признана властью – ГЛУПОСТЬЮ! Что просто очевидно! Столь же абсурдной является и нынешняя ситуация вокруг футболки "Православие или смерть!". + + + Но и "дело" "РУССКОГО СИМВОЛА" набирает обороты, и первый томик его становится всё солиднее… Открываем папочку, и читаем: Люблинская прокуратура столицы требует признать экстремистским материалом футболку с надписью «Православие или смерть!» 10 Июля, 2010 Люблинская межрайонная прокуратура столицы требует признать экстремистским материалом футболку с надписью «Православие или смерть!» и с изображением православной символики с черепами, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. 7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением о признании информационных материалов экстремистскими. В нем отмечается, что прокуратура провела проверку группы «Антирелигия» на сайте «Вконтактке.ру» на основании обращении гражданина И.В. Лебедева, жителя Петербурга, который сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру. В качестве третьего лица был указан администратор группы «Антирелигия» житель Москвы N. Прокуратура направила материалы для поверки в Центр по противодействию. Экстремизму ГУВД г. Москвы, который методом случайно выборки отобрал семь изображений, полученных из фотоальбомов группы «Антирелигия». Затем Российским институтом культурологии было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование, по результатом которого было признано, что только изображение девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» является «материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии». На этом основании Люблинская межрайонная прокуратура просит суд признать изображение женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру» экстремистскими материалами. Помимо этого, прокуратура просит включить эти материалы в федеральный список экстремистских материалов (в настоящее время все материалы из группы "Антирелигия" на сайте "Вконтакте.ру" удалены и группа закрыта). 8 июля в Люблинском районном суде прошли предварительные слушания по этому делу. Сторону защиты представлял адвокат Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, который предоставил суду альтернативное экспертное исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» старшего научного сотрудника Института Европы РАН, к.ф.н. Р.Н. Лункина. В исследовании Р.Н. Лункина раскрываются исторические и богословские корни лозунга «Православие или смерть!» и сопутствующей символики и делается вывод: «что представленный материал не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде. Слова и символы представленного изображения также не направлены на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности. С социологической, религиоведческой, историко-религиозной и богословской точек зрения представленный материал имеет своими истоками консервативное православное мировоззрение, которое занимает значительное место в российской общественной жизни и в жизни верующих и духовенства Русской Православной Церкви. Вместе с тем, восприятие символов и лозунгов, представленных для исследования, может также зависеть от индивидуальной интерпретации каждого, кто использует подобную символику». Как отмечает Роман Лункин, аббревиатура «СПХ» является сокращением названия православной общественной организации консервативной направленности – Союза Православных хоругвеносцев. При СПХ действует художественная мастерская-студия «Русскiй Символъ», которая, судя по сообщениям официального сайта этой организации, разработала дизайн представленной на изображении футболки. Глава и основатель СПХ Леонид Симонович-Никшич заявил в интервью пресс-службе Славянского правового центра, что вообще не понимает, как в отношении тех или иных футболок можно возбуждать дела и признавать их экстремистскими. По словам главы СПХ, «футболок миллионы и если смотреть на каждую из них, то с помощью богатого воображения в них можно усмотреть, что угодно. На футболках сейчас изображаются черепа, разнообразные бесы и демоны, оккультные силы, и никого это не удивляет». Православие, как отметил Симонович-Никшич, является почти государственной религией, а 85 % населения России считают себя православными, и православная символика не может разжигать рознь и быть экстремистской. Лозунг «Православие или смерть!» содержится в Откровении Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». «Православие или смерть!» – это просто более короткое написание того, что сказано в Апокалипсисе, заметил глава СПХ. В ходе предварительных слушаний 8 июля суд удовлетворил ходатайство защиты и приобщил к материалам дела экспертное религиоведческое исследование Р.Н. Лункина. Одновременно суд назначил комплексную экспертизу с привлечением специалистов – религиоведа, богослова и лингвиста. Как пояснил адвокат Анатолий Пчелинцев, претензии прокуратуры к описанной символике и лозунгу абсурдны. Если следовать логике прокуратуры, то необходим запретить крест как символ православного христианства и изображение головы Адама в виде черепа, а именно они являются центральными образами описанной символики. Как следствие, мы возвращаемся в 1930-е годы, когда взрывали купола храмов и сбивали с них кресты. Как отметил Пчелинцев, «Видимо, всем, в том числе участникам данного процесса придется снять нательные крестики. Не правда ли абсурд?» + + + И не только СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР проявляет активность. Продолжает проявлять её и наш Координатор СПХ – СПБ Юрий Николаевич Агещев. Вот его переписка с Владыкой Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом: Отправил Владыке Питириму (поправки) От кого: Yuri AgRussian <yuriag2004@yandex.ru>
10.07.10, 20:51, "Yuri AgRussian" <yuriag2004@yandex.ru>: Владыко! http://www.syktyvkar.eparchia.ru/ <<< Надеюсь, что все разрешиться здраво. Ибо надпись сия, отнюдь не "экстремистская". Без Святого Православия, нам и правда – смерть! Более того, считаю, что Русская Православная Символика, должна быть везде. Это куда полезнее ныне, в России, нежели, чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая и "всех и вся"! Я поддерживаю такие начинания всегда, а то создается впечатление, что за русское Православие и его символику некому постоять. Русь вымирает. Посещая города и села Республики Коми, узнаю о фактическом увеличении похорон – за последний год в два раза больше предыдущего. Кладбища стремительно растут, выделяются новые сотни гектаров для захоронения людей. Это мор. Прекратим это отравляющее люциферово дыхание, этот геноцид нашего народа. Еп. Питирим. >>> Лидер группы "Если" Стас Бартенев выступил на одном из своих концертов в футболке с надписью "Православие или смерть!" Прокуратура придралась к данной надписи, усмотрев в этом проявление экстремизма. Более верным и по состоянию на сей день, будет так : Многие люди России, как известные, так и нет, носят Православные футболки Русского Символа (проект СПХ). Это Константин Кинчев группа "Алиса", Лидер группы "Если" Стас Бартенев и другие. Прокуратура придралась к данной надписи, усмотрев в этом проявление "экстремизма." Все это было инициировано в сети "В контакте.ру", по доносу группы "Антирелигия". Абсурд! Но православное сообщество , там ("ВКонтакте.ру") временно "закрыто"!... А Православные юристы , вполне четко , доказывают в суде , абсурдность такой проверки , сделанной "трудами" , распоясавшихся воинствующих атеистов. + + + Что касается СЛАВЯНСКОГО ПРАВОГО ЦЕНТРА то он тоже наращивает свою активность по этому, как верно заметил Владислав, "НОВОМУ ДЕЛУ БЕЙЛИСА" Документ. Экспертное религиоведческое исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» 10 Июля, 2010 5 июля 2010 года, г. Москва Время проведения исследования: Начато: 30 июня 2010 г. Окончено: 5 июля 2010 г. Основание для проведения исследования: запрос члена Адвокатской палаты г. Москвы адвоката А.В. Пчелинцева Сведения о специалисте: Настоящее исследование проведено религиоведом и социологом, директором Института религии и права, старшим научным сотрудником Учреждения Российской Академии Наук «Института Европы РАН», сотрудником Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, заместителем главного редактора журнала ИЕ РАН «Современная Европа», кандидатом философских наук (специальность – 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры») Лункиным Романом Николаевичем, дипломированным историком, имеющим стаж работы по специальности 10 лет, автора и соавтора более 50 научных публикаций, в том числе изданий – «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002), «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания» (Отв. ред. С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003-2005. тома I-IV), «Атлас современной религиозной жизни России» (Тома I-III. М.-СПб., 2005-2008), «Двадцать лет религиозной свободы в России» (М.: РОССПЭН, 2009) и др. Объект и предмет исследования: Распечатка с Интернета в виде изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символа в виде трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А», крестами и аббревиатурой «СПХ». При производстве исследования были использованы методы социологического, культурологического, исторического, религиоведческого и социально-антропологического анализа. Исследование проводилось в виде ответов на поставленные вопросы: 1. Какую смысловую нагрузку несет представленный материал и какова его историко-религиозная основа? Несет ли представленный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку? 2. Направлен ли представленный материал на возбуждение религиозной розни? 3. Направлен ли предоставленный материал на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности? 4. Имеют ли в представленном материале призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающие возбуждение религиозной розни? Исследование 1. Какую смысловую нагрузку несет представленный материал и какова его историко-религиозная основа? Несет ли представленный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку? Историко-религиозная основа, происхождение и определение представленных в изображении символов и надписей. 1) Изображение черепов является художественным образом, символизирующим понятие о смерти и бренности земного бытия. Этот образ широко используется в изобразительных формах искусства как аллегория, религиозный и философский символ. Религиозная, а именно христианская, символика изображения черепов является, с одной стороны напоминанием о будущем воскресении всех умерших людей, с другой стороны, череп на иконах и картинах является обозначением головы Адама. В представленном материале около черепов стоят буквы «Г» и «А», также как на иконах, что обозначает «Голова Адама». Это подчеркивает связь изображения с религиозным, а именно православным мировоззрением, а следовательно предполагает религиозно-богословскую трактовку представленных символов. Скрещенные между собой кости и кинжалы в зубах не несут в данном случае какой-либо самостоятельной смысловой нагрузки, а являются художественным элементом, призванным придать большую яркость и драматичность изображению. 2) На футболке сверху, справа и слева есть также изображение православных восьмиконечных крестов. Два креста по бокам покоятся на символических возвышениях, которые являются символами «Голгофы», на которой был водружен крест и был распят Иисус Христос. Во всех православных храмах есть кресты с такого рода «голгофами», либо их изображения, перед которыми обычно ставятся свечи «за упокой». На «голгофах» в храмах и на иконах есть изображение черепа со скрещенными костями, поскольку по преданию на горе Голгофа в Иерусалиме покоятся останки первого человека Адама. 3) Аббревиатура «СПХ» является сокращением названия православной общественной организации консервативной направленности – Союза Православных хоругвеносцев. При СПХ действует художественная мастерская-студия «Русскiй Символъ», которая, судя по сообщениям официального сайта этой организации, разработала дизайн представленной на изображении футболки. Главой и основателем СПХ является Леонид Донатович Симонович-Никшич. Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Как отмечается на официальном сайте СПХ: «Главная цель нашей деятельности – укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи. В общерусской битве за Россию мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности»: (http://www.pycckie.org/, istinnopycckie@yandex.ru, cicpx@yandex.ru). СПХ является одной из самых известных и авторитетных консервативных общественных организаций. Представители СПХ входят в состав Совета православных общественных объединений при Синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата (http://www.ovco.org/about/sovet-prav/people). В этот Совет входят Симонович-Никшич Леонид Донатович, в качестве председателя Союза православных братств и Куроптев Владислав Васильевич, заместитель главы Союз православных хоругвеносцев. 4) Лозунг «Православие или смерть» используется на знамени афонского монастыря Эсфигмен (http://www.esphigmenoumonastery.com/): на черном фоне флага этого монастыря в центре изображен крест, а по кругу по-гречески написана надпись «Православие или смерть». На сайте Youtube.com есть видеозапись одного из репортажей с Афона, где ясно виден развевающийся флаг и надпись на нем по-гречески «Православие или смерть!»: http://www.youtube.com/watch?v=HxsSUADgFmI&feature=related. Монастырь стал известен в православном мире своим консервативным мировоззрением, отказом от богословского диалога с Католической церковью, в целом отказом от экуменических контактов, отказом принять новый стиль церковного календаря. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой эсфигмениты увидели отступничество патриарха от православной веры. С начала 1970-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!». Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В 2002 году настоятель монастыря отец Мефодий так объяснил этот лозунг газете «Гардиан»: «Мы сражаемся за истину и истинно православную жизнь»: (http://www.guardian.co.uk/worldlatest/story/0,1280,-2328424,00.html). В России лозунг «Православие или смерть» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актеры. «Православие или смерть» стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России. Смысловая нагрузка лозунга «Православие или смерть» и ее связь с религиозным консерватизмом в православии подчеркивается надписью этого лозунга на греческом языке, то есть с греческими консерваторами, которые используют этот лозунг и его изображение на флаге. Этот лозунг также используют сербские монархисты. Примером интерпретации этого лозунга в российском контексте может служить объяснение дизайнеров и тех, кто выпускает и продает футболки с такой символикой. Это Проект «Русскiй Символъ» – художественная мастерская-студия Союза Православных Хоругвеносцев по дизайну футболок, бандан и иной продукции с Русской Православно-Монархической символикой (http://www.pycckie.org/russiansymbol/index.htm, russiansymbol@mail.ru, тел.: (495) 413-79-88): ««Православие или смерть!» – написано по-гречески на черном стяге знаменитого мятежного афонского монастыря Эсфигмен, братия которого известна своей непримиримостью к экуменизму и к любым отступлениям от учения Православной Церкви в угоду безбожному обществу. (…) Восприятие лозунга «Православие или смерть» во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе. К примеру, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал опасаться проповедников, использующих слоган «Православие или смерть!» и трактующих его как борьбу с инакомыслящими: «Если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: «Православие или смерть!», – нужно опасаться подобных проповедников». «Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!”, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. – Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!”, потому что православие – это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же – это тлен, результат грехопадения и диавольского действия» («Интерфакс-Религия», www.interfax-religion.ru, 9 марта 2009 г.). Вместе с тем, трактовка этого лозунга как спасения от гибели и смерти именно в православии была также дана протодиаконом Андреем Кураевым: «Православие или смерть – это математическая формула для России сегодня. Не нужно вести миссии среди чужих, нужно обращать в веру хотя бы своих, – сказал отец Андрей в ходе лекции в Украинском католическом университете во Львове» («Интерфакс-Религия», www.interfax-religion.ru, 21 сентбяря 2007 г.). В российской прессе и в сети Интернет можно найти множество других оценок и интерпретаций лозунга «Православии или смерть» и представленной на футболке символики. Так, священник Георгий Рощин (ныне – руководитель Службы по взаимодействию с общественными организациями, Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, адрес Отдела: 123022 Москва, Нововаганьковский пер., 9, тел./факс: (499) 252-47-12) отмечал: «Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует. Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу» («Московский комсомолец», «Вера, одежда, любовь», 21.08.2008). Известный рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев так ответил на вопрос об этой футболке, которую он также носит: «Для меня в этом нет ничего своеобразного. Просто я вспоминаю слова чтимого мною святого Феофана Затворника. Он говорил: "Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись". Я всего лишь повторяю эти слова» (Газета «Труд», № 142 от 4 августа 2008 г.: http://www.trud.ru/article/04-08-2008/131814_otets_ja_tak_sebe_no_deti_menja_ljubjat.html). В сети Интернет можно найти массу фотографий с изображением Кинчева в этой футболке на различных концертах: http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchev08.jpg, http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchevvolgogr3.jpg, http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchevnovosib4.jpg. Фото Кинчева с отчетливым изображением надписи «Православии или смерть» и иной символики этой футболки опубликована в газете «Аргументы и факты»: АиФ Нижнее Поволжье, выпуск 29 (738) от 16 июля 2008 г. Адрес статьи: http://np.aif.ru/issues/738/22_02?print. Фото Кинчева в этой футболке опубликованы в газете «Комсомольская правда»: http://kp.ru/photo/gallery/4836/?showall=1. В силу художественной яркости лозунга и изображений на футболке в ней появлялись и другие известные православные деятели и деятели искусства. К примеру, православный священник, актер и режиссер Иоанн Охлобыстин: фото в журнале «Атмосфера», №10, 2006 г., http://russiansymbol.livejournal.com/823.html. Таким образом, символы и образы, изображенные на футболке и написанный на ней лозунг «Православие или смерть» не несут в себе негативных коннотаций, ассоциаций и в целом негативной нагрузки в силу исторических и культурных причин, составляющих историко-религиозную основу и происхождение данной символики. 2. Направлен ли представленный материал на возбуждение религиозной розни? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не направлены на возбуждение религиозной розни. 3. Направлен ли предоставленный материал на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не направлены на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности. Проповедь спасительности того или иного учения, в данном случае православия при помощи лозунга «Православии или смерть!», не может рассматриваться как пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, поскольку любое религиозное объединение вправе свободно и без ограничений проповедовать именно свое вероучение в качестве истинного. Свобода совести и вероисповедания в этом отношении защищается и гарантируется ст. 28 Конституции РФ, Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также нормами международного права. 4. Имеют ли в представленном материале призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающие возбуждение религиозной розни? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не содержат призывов к возбуждению религиозной розни, обосновывающих, либо оправдывающих возбуждение религиозной розни. В Ы В О Д Ы: С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что представленный материал (распечатка с Интернета в виде изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символа в виде трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А», крестами и аббревиатурой «СПХ») не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде. Слова и символы представленного изображения также не направлены на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности. С социологической, религиоведческой, историко-религиозной и богословской точек зрения представленный материал имеет своими истоками консервативное православное мировоззрение, которое занимает значительное место в российской общественной жизни и в жизни верующих и духовенства Русской Православной Церкви. Вместе с тем, восприятие символов и лозунгов, представленных для исследования, может также зависеть от индивидуальной интерпретации каждого, кто использует подобную символику. Кандидат философских наук Р.Н. Лункин © Славянский правовой центр. 1998-2007 При перепечатке текстов и фотографий, цитировании материалов,размещенных на сайте, ссылка на сайт СПЦ обязательна. При использовании информации в Интернете гиперссылка на сайт СПЦ обязательна. 115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5, Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63, e-mail: clcentre@mail.ru + + +
|
|
Орден Дракона "ДРАКУЛА" |
При полном или частичном воспроизведении материалов узла обязательна ссылка на Орден Дракона "ДРАКУЛА" |