ГРАФ ДРАКУЛА: ВАМПИР
ИЛИ ГЕРОЙ?
Составил Яков Ушаков
Для
возвращения народу исторической
памяти, воспитания здорового
национального сознания требуется
правильное понимание истории. К
сожалению, реальная история бывает
до неузнаваемости исковеркана
недобросовестными учеными, прямо
или косвенно выполняющими
политический заказ, или, что уж
совсем нелепо, теми, кто к
исторической науке не имеет вовсе
никакого отношения, а «творит» в
традициях современной литературы,
изобразительного искусства или
кино. Сейчас, при пересмотре
истории наметилось два основных
течения. С одной стороны
превозносят некоторых
исторических личностей и даже
требуют немедленного причисления
их к лику святых. С другой, в
противовес этому, наоборот,
настаивают на сохранении
сложившегося стереотипа, используя
самые тенденциозные исторические
свидетельства. Безусловно, ни
первый, не второй путь не ведут к
познанию исторической правды.
В свое время, рассматривая личность
Григория Распутина, русский
мыслитель Иван Солоневич призвал
очистить ее от «холливудского
грима». То есть попытаться
посмотреть на историю не на основе
слухов, красивых легенд, жареных
фактов, построенных на
всевозможной клевете, и всего того,
что может составить доход для
индустрии развлечений, а на
основании известных фактов,
проанализированных с должной
логикой.
К сожалению, достаточному
количеству исторических
персонажей было оказано внимание
«Холливуда» в кавычках, и Голливуда
без кавычек, что до неузнаваемости
исказило облик этих личностей. Одно
из первых мест в этой череде по
праву занимает знаменитый Граф
Дракула, кинематографический
зловещий вампир, пьющий кровь у
невинных жертв и наводящий ужас на
всю округу. А между тем это была
вполне реальная историческая
личность ничего общего, разумеется,
не имеющая с выдумкой режиссеров
Голливуда.
***
Начало вымышленному литературному
герою положил ирландский романист
Брэм Стокер. С подачи профессора
Арминиуса Вамбери, который был
известен не только как ученый, но и
как венгерский националист, Стокер
написал роман «Дракула». Интерес
Стокера вполне объясним – сам он
состоял в оккультном ордене
«Золотая Заря» и практиковал
черную магию. Так и появился граф
Дракула - литературный персонаж,
постепенно превратившийся в
массовом сознании в главного
вампира всех времен и народов.
Шумного успеха книга не имела.
Мнение критики было единогласным:
еще одна готическая страшилка. Но
это была, что называется, мина
замедленного действия, которая
взорвалась, когда попала на глаза
режиссеру Фрэнсису Форду Копполе.
Его она действительно проняла, и он
выжал из мистической истории все
что можно.
В одном из эпизодов фильма Авраам
Ван Хельсинг рассказывает,
переслистывая книгу о прижизненных
преступлениях грозного вампира:
«Жил да был на свете кровожадный
князь Дракула. Он сажал людей на
кол, поджаривал на угольях, варил
головы в котле, заживо сдирал кожу,
разрубал на куски и пил из них
кровь...» Возможно, именно из этой
киноленты многие узнали, что
Дракула не был вымышленным
персонажем. У знаменитого вампира
есть прототип - князь Валахии Влад
Дракула (Цепеш), правивший этим
румынским княжеством в середине XV
века.
Этого человека по сей день называют
«великим извергом», затмившим
своими злодеяниями Ирода и Нерона.
Деяния князя, широко
растиражированные литературными
произведениями XV столетия, и в
самом деле леденят кровь. Страшное
впечатление производят рассказы о
том, как Дракула любил пировать,
наблюдая за муками посаженных на
кол жертв, как он сжег бродяг,
которых сам же пригласил на пир, как
приказал забить гвозди в головы не
снявшим шапки иностранным послам,
как уничтожал целые города с
собственными подданными и прочее,
прочее...
В воображении читателя, впервые
узнавшего о злодеяниях этого
средневекового правителя,
возникает образ свирепого
безжалостного человека с колким
взглядом недобрых глаз, отражавших
черную сущность злодея. Такой образ
вполне соответствует немецким
книжным гравюрам, запечатлевшим
черты тирана, однако эти гравюры
появились уже после гибели Влада.
А вот тех, кому доведется увидеть
прижизненный, практически
неизвестный в России портрет
Дракулы, ждет разочарование -
изображенный на холсте человек
явно «не тянет» на кровожадного
садиста и маньяка. Маленький
эксперимент показал: люди, не
знавшие, кто именно изображен на
холсте, нередко называли
«неизвестного» красивым,
несчастным… Попробуем и мы на
минуту забыть о репутации
«великого изверга», непредвзято
посмотреть на портрет Дракулы.
Прежде всего, привлекают внимание
большие, страдальческие, красивые
глаза Влада. В них можно заметить
растерянность, испуг, но нет даже
тени жестокости и злобы. А еще
поражает неестественная худоба его
изможденного желтоватого лица.
Рассматривая портрет, можно
предположить, что на долю этого
человека выпали жестокие испытания
и лишения, что он скорее мученик,
нежели изверг, жертва, а не палач…
Немаловажно помнить то, что Дракула
и его подданные исповедовали
православие и история Валахии и ее
князя есть история борьбы, с одной
стороны, с мусульманской Турцией, с
другой - с притязаниями
католичества.
***
Влад III Дракула родился в 1430 году в
Семишоаре и происходил из рода
Басараба Великого, правителя
Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе
отстоявшего независимость своего
государства от Венгрии. Прозвище
Дракула Влад III унаследовал от
своего отца Влада II Дракулы. В
переводе «Дракул» означает
«Дракон». Ничего таинственного в
этом имени нет: Влад-старший был
членом католического ордена
Дракона в надежде получить
поддержку в борьбе против
мусульман.
Дед Дракулы - воевода Мирча Старый -
благодаря своей государственной
мудрости и военным удачам заслужил
славу румынского Карла Великого,
хотя в итоге признал себя вассалом
Османской Турции. В XV веке
православная Валахия оказалась
яблоком раздора для двух
супердержав - Венгрии и Оттоманской
Порты. За Венгрией стояло тогда все
католичество, предпринявшее
очередное наступление на
православие, Порта же, борясь за
лидерство в исламском мире, также
расширяла свои границы, захватывая
Балканы. Сохранить независимость,
воюя на два фронта, было невозможно.
Однако уступка Венгрии повлекла бы
католизацию страны, и Мирча Старый
выбрал меньшее зло, так как Порта в
религиозной политике отличалась
большей терпимостью. Но
противостояние двух держав на этом
не прекратилось, и на престоле
Валахии то и дело менялись
правители, поддерживаемые то
Портой, то Венгрией.
Отец Влада III - Влад II - захватил
престол в 1436 году, свергнув
двоюродного брата при поддержке
венгерского короля Сигизмунда
Люксембурга. Однако в 1444, уступая
турецкому давлению, Влад II был
вынужден возобновить вассальные
обязательства валашских
господарей и отправить заложниками
ко двору султана двух сыновей -
13-летнего Влада и его младшего
брата Раду. Венгрия, конечно, тоже
усилила давление, Владу II постоянно
приходилось маневрировать,
изыскивая компромиссы, но в 1447 году
он был убит по приказу регента
венгерского королевства
легендарного Яноша Хуньяди, а
валашский престол занял новый
венгерский ставленник. Такие
действия могли привести к смерти
заложников, но султан рассудил, что
молодой претендент на трон ему еще
пригодится, и поддержал восшествие
Влада III на валашский престол,
надеясь видеть в лице Дракулы
своего верного вассала. Но планам
султана не суждено было сбыться…
***
Влад возглавил Валахию в возрасте
двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень
тяжелые для княжества времена,
когда Османская империя расширяла
свои владения на Балканах,
захватывая одну страну за другой.
Уже попали под турецкий гнет Сербия
и Болгария, пал Константинополь,
прямая угроза нависла над
румынскими княжествами. Влад III
прекратил платить дань туркам и
расправился с боярами из своего
окружения, которых устраивала
плата регулярной дани и которые не
хотели воевать. Князь маленькой
Валахии успешно противостоял
агрессору и даже сам атаковал
турок, совершив в 1458 году поход на
территорию оккупированной
Болгарии. Одна из целей похода -
освободить и расселить на землях
Валахии исповедовавших
православие болгарских крестьян.
Европа восторженно приветствовала
победу Дракулы, а импульсивные
итальянцы даже стали называть
жителей Валахии «Draguli», в честь их
бесстрашного князя. Тем не менее,
большая война с Турцией была
неизбежна. Валахия препятствовала
расширению Османской империи, и
султан Мехмед II принял решение
военным путем свергнуть ставшего
неугодным князя. На трон Валахии
претендовал младший брат Дракулы
Раду Красивый, принявший ислам и
ставший фаворитом султана. Понимая,
что не сможет в одиночку
противостоять самой большой со
времени покорения Константинополя
турецкой армии, Дракула обратился
за помощью к союзникам. Среди них
были и римский папа Пий II, обещавший
дать деньги на крестовый поход, и
молодой венгерский король Матьяш
Корвин, называвший Влада «любимым и
верным другом», и лидеры других
христианских стран. Все они на
словах поддержали валашского
князя, однако, когда летом 1462 года
грянула беда, Дракула остался один
на один с грозным врагом.
Султан двинул на Дракулу 250 тысяч
воинов: больше, чем население
Валахии, включая женщин и детей.
Положение было отчаянным, и Влад
сделал все возможное, чтобы
выстоять в этой неравной схватке.
Он призвал в армию все мужское
население княжества начиная с
двенадцатилетнего возраста,
применял тактику выжженной земли,
оставляя врагу сожженные деревни,
где невозможно было пополнить
запасы продовольствия.
Влад избегал масштабных
столкновений и использовал
партизанскую тактику. Лично
производил разведку и в основном
обходился силами своей гвардии.
Переодеваясь в турецкую одежду,
Дракула сотоварищи налетал ночами
на вражеский стан, поджигал шатры,
рубил турок. Начиналась паника,
турки спросонья убивали своих же, а
гвардия Влада исчезала во тьме. Еще
одним оружием князя стал
панический ужас, который он внушал
захватчикам. Защищая свою землю,
Дракула безжалостно истреблял
врагов, в частности, сажал пленных
на кол, используя против турок
очень «популярную» в самой
Османской империи казнь.
Турецко-валашская война лета 1462
года вошла в историю знаменитой
ночной атакой, во время которой
удалось уничтожить до пятнадцати
тысяч османов. Султан уже стоял у
столицы княжества Тырговиште,
когда Дракула вместе с семью
тысячами своих воинов проник во
вражеский лагерь, намереваясь
убить турецкого вождя и тем самым
остановить агрессию. Владу не
удалось до конца осуществить свой
дерзкий план, но неожиданная ночная
атака вызвала панику во вражеском
лагере и как следствие - очень
большие потери. После кровавой ночи
Мехмед II покинул Валахию, оставив
часть войск Раду Красивому,
которому предстояло самому вырвать
власть из рук старшего брата.
В легендах о графе Дракуле есть
более подробное описание этого боя,
правда обросшее невероятными
подробностями. Она гласит, что
после кровопролитного набега на
лагерь отборная турецкая конница
бросилась вдогонку за отрядом
валашских ночных «оборотней», а вся
османская армия двинулась вслед
авангарду. Когда рассвело, глазам
турецких воинов предстало ужасное
зрелище. Семь тысяч их всадников во
главе со знатным воеводой Юнус-беем
сидели верхом не на конях, а... на
колах. В том же боевом построении, в
каком преследовали Дракулу султан,
покоривший множество держав, изрек:
«У мужа, способного на такие деяния,
невозможно отобрать страну».
Благодаря Владу Дракуле маленькая
православная Валахия оставалась
достаточно независимым княжеством
между могущественными
мусульманской Османской империей и
католической Венгрией, словно
между жерновами.
***
Блестящая победа Дракулы над
войсками султана оказалась
бесполезной: Влад победил врага, но
не смог противостоять «друзьям».
Предательство молдавского князя
Штефана, двоюродного брата и друга
Дракулы, неожиданно перешедшего на
сторону Раду, оказалось переломным
моментом в войне. Дракула не мог
сражаться на два фронта и отступил
в Трансильванию, где его ждали
пришедшие на помощь войска еще
одного «друга» - венгерского короля
Матьяша Корвина.
А дальше случилось нечто странное.
В разгар переговоров Корвин
приказал арестовать своего
«верного и любимого друга», обвинив
в тайной переписке с Турцией. В
письмах, якобы перехваченных
венграми, Дракула молил Мехмеда II о
прощении, предлагал свою помощь в
захвате Венгрии и самого
венгерского короля. Большинство
современных историков считают
письма грубо сфабрикованной
подделкой: они написаны в
несвойственной Дракуле манере,
выдвинутые в них предложения
абсурдны, но самое главное -
подлинники писем, эти важнейшие
улики, решившие судьбу князя, были
«утеряны», и сохранились только их
копии на латинском языке. Подписи
Дракулы на них, естественно, не
стояло. Тем не менее Влада
арестовали в конце ноября 1462 года,
заковали в цепи и отправили в
венгерскую столицу Буду, где он без
суда и следствия находился в тюрьме
около двенадцати лет.
Что же заставило Матьяша
согласиться с вздорными
обвинениями и жестоко расправиться
со своим союзником, в свое время
помогшим ему взойти на венгерский
престол? Причина оказалась
банальной. По свидетельству автора
«Венгерской хроники» Антонио
Бонфини, Матьяш Корвин получил от
папы Пия II сорок тысяч гульденов на
проведение крестового похода, но не
использовал эти деньги по
назначению, а прикарманил
значительную сумму и переложил
вину за сорванный поход на своего
вассала, который будто бы вел
двойную игру и интриговал с
турками. Корвин должен был как-то
объяснить папе причины ареста
знатного правителя, который к тому
же зарекомендовал себя перед всем
христианским миром отважным и
непримиримым борцом с османами.
В темнице Влад Дракула вел себя
крайне мужественно. По
свидетельству русского дипломата
Федора Курицына, в неволе валашский
властитель зачастую тачал сапоги,
которые охранник продавал на рынке,
и это пополняло скудный рацион
знатного пленника. Есть
свидетельства, что князя пытали,
принуждая признать ложные
обвинения, но Влад, переживший в
юности, еще до прихода к власти,
ужасы турецкого плена, мужественно
встретил все испытания. Он не
оговорил себя, не поставил свою
подпись на фальсифицированных
документах, и королю пришлось
придумывать другие обвинения, не
требовавшие письменного признания
пленника.
Князя обвинили в жестокости,
которую он якобы проявлял по
отношению к саксонскому населению
входившей в состав Венгерского
королевства Трансильвании. По
свидетельству Модруссы, Матьяш
Корвин лично рассказывал о
злодеяниях своего вассала, а затем
предъявил некий анонимный
документ, в котором обстоятельно, с
немецкой пунктуальностью
сообщалось о кровавых похождениях
«великого изверга». В доносе
говорилось о десятках тысяч
замученных мирных жителях, и
впервые упоминались анекдоты о
заживо сожженных нищих, о
посаженных на кол монахах, о том,
как Дракула приказал прибить
гвоздями шапки к головам
иностранных послов, и прочие
подобные истории. Неизвестный
автор сравнивал валашского князя с
тиранами древности, утверждая, что
во времена его правления Валахия
напоминала «лес из посаженных на
кол», обвинял Влада в невиданной
жестокости, но при этом совершенно
не заботился о правдоподобии
своего рассказа. В тексте доноса
встречается очень много
противоречий, например,
приведенные в документе названия
населенных пунктов, где будто бы
было уничтожено по 20-30 тысяч (!)
человек, до сих пор не могут быть
идентифицированы историками.
Очень важно отметить, что, помимо
появившегося в 1462 году доноса, нет
ни одного более раннего
свидетельства о массовых убийствах
мирного населения на территории
Трансильвании в 50-е годы XV века.
Невозможно представить, как
уничтожение десятков тысяч
человек, регулярно происходившее
на протяжении нескольких лет, могло
бы остаться незамеченным в Европе и
не нашло бы отражения в хрониках и
дипломатической переписке тех лет.
Совершенно очевидно, что анонимный
документ, впервые сообщивший о
злодеяниях «великого изверга», не
соответствовал действительности и
оказался очередной фальшивкой,
сфабрикованной по приказу короля
Матьяша вслед за «письмом к
султану» для того, чтобы оправдать
незаконный арест Влада Дракулы.
***
Для папы
Пия II - а он был близким другом
германского императора Фридриха III
и в силу этого сочувствовал
саксонскому населению
Трансильвании - таких объяснений
оказалось достаточно. Он не стал
вмешиваться в судьбу
высокопоставленного пленника,
оставив в силе решение венгерского
короля. А вот сам Матьяш Корвин,
чувствуя шаткость выдвинутых им
обвинений, продолжал
дискредитировать томившегося в
темнице Дракулу, прибегнув, говоря
современным языком, к услугам
«средств массовой информации».
Поэма Михаэля Бехайма, созданная на
основе доноса, гравюры,
изображавшие жестокого тирана,
«разосланные по всему миру для
всеобщего обозрения», и, наконец,
множество тиражей первопечатных
брошюр (из которых до нас дошли
тринадцать) под общим названием «Об
одном великом изверге» - все это
должно было сформировать
негативное отношение к Дракуле,
превратив его из героя в злодея.
Судя по всему, Матьяш Корвин не
собирался освобождать своего
пленника, обрекая его на медленное
умирание в темнице. Но судьба
подарила Дракуле возможность
пережить еще один взлет. Во время
правления Раду Красивого Валахия
полностью подчинилась Турции, что
не могло не тревожить нового
римского папу Сикста IV. Вероятно,
именно вмешательство понтифика
изменило судьбу Дракулы. Князь
Валахии на деле показал, что может
противостоять турецкой угрозе, а
потому именно Владу предстояло
вести в бой христианскую армию в
новом крестовом походе. Условиями
освобождения князя из тюрьмы стали
его переход из православной веры в
католическую, и женитьба на
двоюродной сестре Матьяша Корвина.
Парадоксально, но «великий изверг»
мог получить свободу, лишь
породнившись с венгерским королем,
который еще недавно представлял
Дракулу кровожадным монстром...
Однако Влад Дракула стойко
держался православия и не
соглашался принять католичество.
Корвину, опасавшемуся гнева папы,
ничего не оставалось, как
освободить пленника.
Спустя два года после освобождения,
летом 1476 года, Влад в качестве
одного из командующих венгерской
армией выступил в поход; его цель
состояла в освобождении
оккупированной турками Валахии.
Войска проходили по территории
Трансильвании, и сохранились
документы, сообщающие, что горожане
саксонского Брашова радостно
приветствовали возвращение
«великого изверга», который, если
верить доносу, еще несколько лет
назад творил здесь неслыханные
злодеяния.
Вступив с боями в Валахию, Дракула
вытеснил турецкие войска и 26 ноября
1476 года вновь взошел на престол
княжества. Его правление оказалось
очень коротким - князя окружали
явные и скрытые враги, а потому
роковая развязка была неизбежна.
Гибель Влада в конце декабря того
же года окутана тайной. Есть
несколько версий случившегося, но
все они сводятся к тому, что князь
пал жертвой измены, доверившись
находившимся в его окружении
предателям. Известно, что голову
Дракулы передали в дар турецкому
султану, и тот приказал выставить
ее на одной из площадей
Константинополя. А румынские
фольклорные источники сообщают,
что обезглавленное тело князя
нашли монахи расположенного
неподалеку от Бухареста монастыря
Снагов и похоронили в построенной
самим Дракулой часовне возле
алтаря.
***
Так оборвалась короткая, но яркая
жизнь Влада Дракулы.
Почему же, вопреки фактам,
свидетельствующим о том, что
валашского князя «подставили» и
оклеветали, молва продолжает
приписывать ему злодеяния, которые
он никогда не совершал? Анализ
произведений, в которых говорится о
злодеяниях Дракулы, доказывает, что
все они либо восходят к рукописному
доносу 1462 года, «оправдывающему»
арест валашского князя, либо
написаны людьми, находившимися при
венгерском дворе во времена
правления Матьяша Корвина. Отсюда
же черпал сведения для своей
повести о Дракуле, написанной около
1484 года, и русский посол в Венгрии
дьяк Федор Курицын.
Но нужно отметить, что все же
русские летописцы
доброжелательней рассказывают о
Дракуле, чем немецкие и, конечно,
турецкие. Валахия и Московия
направляли друг другу
дипломатические миссии, большей
частью состоявшие из православных
священников. Ивану III льстило, что
валашский князь лично писал ему
письма на церковнославянском языке
(большинство историков почему-то
упускает из виду, что Влад был
образованнейшим человеком: владел
еще турецким, венгерским,
латинским, немецким языками).
Проникнув в Валахию, широко
растиражированные истории о
деяниях «великого изверга»
трансформировались в
псевдофольклорные повествования,
которые на самом деле не имеют
ничего общего с народными
преданиями, записанными
фольклористами в районах Румынии,
непосредственно связанных с жизнью
Дракулы. Что же касается турецких
хроник, то оригинальные эпизоды, не
совпадающие с немецкими
произведениями, заслуживают более
пристального внимания. В них
турецкие хроникеры, не жалея
красок, описывают жестокость и
храбрость наводившего ужас на
врагов «Казыклы» (что означает -
Сажатель на кол. Здесь нужно
отметить, что это прозвище
переведенное на румынский язык
звучит, как Цепеш и совершенно
несправедливо употребляется
историками. Дело в том, что
«Казыклы» Дракулу звали
исключительно враги турки,
румынское «Цепеш» впервые было
упомянуто только в 1508 году, спустя
тридцать два года после гибели
Влада).
Мы прекрасно понимаем, что описания
хода военных действий
противоборствующими сторонами не
могут быть беспристрастными,
однако не оспариваем и того, что
Влад Дракула действительно очень
жестоко расправлялся с пришедшими
на его землю захватчиками.
Проанализировав источники XV
столетия, можно уверенно
утверждать, что Дракула не совершал
приписываемых ему чудовищных
преступлений. Он действовал в
соответствии с жестокими законами
войны, но уничтожение агрессора на
поле боя ни при каких
обстоятельствах нельзя
приравнивать к геноциду мирного
населения, в коем Дракулу обвинял
заказчик анонимного доноса.
В мутном потоке лжи трудно
различить правду, но, к счастью, до
нас дошли документальные
свидетельства того, как правил
страной Влад Дракула. Сохранились
подписанные им грамоты, в которых
он дарил крестьянам земли, жаловал
привилегии монастырям, договор с
Турцией, скрупулезно и
последовательно отстаивавший
права граждан Валахии. Мы знаем, что
Дракула настаивал на соблюдении
церковных обрядов погребения для
казненных преступников, и этот
очень важный факт полностью
опровергает утверждение о том,
будто он сажал на кол
исповедовавших христианство
жителей румынских княжеств. Хотя,
конечно, правил Дракула жесткой
рукой. Воров казнил. Иностранцы с
изумлением рассказывали о золотом
кубке, которым много лет
пользовались все желающие попить
воды из родника. Воровать
действительно панически боялись.
Известно, что Дракула строил церкви
и монастыри, основал Бухарест, с
отчаянной храбростью сражался с
турецкими захватчиками, защищая
свой народ и свою землю. Правитель
малой страны в одиночку
противостоял мусульманской
военной экспансии на рубежах
христианского мира, и во многом
благодаря Владу сохранился
румынский народ и его православная
вера. А еще есть легенда о том, как
Дракула встречался с Богом, пытаясь
узнать, где находится могила его
отца, чтобы на этом месте
воздвигнуть храм...
***
Есть два образа Дракулы. Мы знаем
Дракулу - национального героя
Румынии, мудрого и храброго
правителя, мученика, преданного
друзьями и около трети жизни
проведшего в тюрьмах, оболганного,
оклеветанного, но не сломленного.
Однако нам известен и другой
Дракула - герой анекдотических
повестей XV века, маньяк, «великий
изверг», а позже и вовсе проклятый
Богом вампир.
И вглядываясь в ту пропасть,
которая лежит между этими двумя
образами, нужно понимать, насколько
деятели «Холливуда» (как
современного, так и средневекового)
могут до неузнаваемости изменить
облик того или иного неугодного им
человека и укоренить свое мнение в
головах многих поколений. В русской
истории место Влада Дракулы по
праву занимает Царь Иоанн Грозный,
облик которого, при всей
противоречивости натуры Царя, до
неузнаваемости обезображен
клеветой, сплетнями, анекдотами,
преимущественно из иностранных
источников. В дальнейшем эту
эстафету продолжили отечественные
«историки», которые на основании
иностранных баек лихо приписывали
бойким пером нули к цифрам жертв
правления Грозного Царя.
Отмыть историю от «Холливудского
грима» - наша общая задача. Мы
должны оставить последующим
поколениям ясное представление об
исторических событиях и истинный
образ правителей прошлого, для
правильного понимания нашего
исторического пути.